Вы живете и работаете на Дальней планете, по своему устройству весьма похожей на Землю. Планета населена весьма высокоразвитыми антропоморфными существами, которые давно освоили современные технологии, в том числе, позволяющие совершать путешествия по воздуху.
На планете есть множество крупных и мелких государств с разными формами правления. Эти страны довольно плотно сотрудничают между собой, благодаря чему рынок авиаперевозок также активно развивается.
Летательные аппараты («самолеты») разрабатываются и производятся несколькими крупными компаниями, расположенными в разных государствах.
Вы живете в Большой стране. Недавно Вы пришли работать в компанию «Гражданские самолеты Х», Вам поручили проект Федерального масштаба, от которого зависит развитие всей авиационной отрасли.
Дополнительная информация
Фото одного из конкурентов
Конструкторам ГСХ удалось спроектировать самолет таким образом, что при соблюдении ряда технических условий он получит два важных конкурентных преимущества:
1. Необходимая самолету дистанция для взлета составляет всего 1100-1300 метров. Это делает его перспективным для использования на небольших аэродромах.
2. Самолет способен взять на борт до 15 тонн полезного груза (такова величина его коммерческой загрузки).
Пассажировместимость «Безмятежность» составляет от 100 до 140 человек в зависимости от компоновки салона, что позволит удовлетворить растущий спрос на линиях малой и средней дальности. Кроме того, такая пассажировместимость позволяет сохранить короткое время обслуживания и подготовки самолета к вылету. Оно может составлять всего 30-40 минут.
Согласно техническому заданию, самолет должен обеспечить расчетную дальность полета не менее 2000 км при максимальной коммерческой загрузке, а перегоночная дальность (с нулевой загрузкой) самолета должна превышать 6000 км.
Максимальная высота полета - 12100 м над уровнем моря, крейсерская скорость - 800 км/ч. Самолет имеет 3 топливных бака: два по 10 000 л расположены в полукрыльях и один, объемом 4000 литров, - в центральной части фюзеляжа.
Максимальная взлетная масса самолета - 73,5 тонны.
Пустой самолет (с двигателями, но без топлива, пассажиров, багажа и другой коммерческой загрузки) весит 50 000 кг.
Схема и основные размеры самолета «Безмятежность»
Разрабатываемый самолет представляет собой узкофюзеляжный низкоплан (крыло расположено ниже фюзеляжа). Он будет оснащен двумя турбореактивными двигателями, расположенными под крыльями. Хвостовое оперение выполнено по классической схеме.
В силу конструктивных особенностей самолет имеет меньшую по сравнению с аналогами высоту от нижней кромки крыла до поверхности земли - всего 2,35 метра.
[1] ИКАР - Международная организация гражданской авиации, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности. Для справки: плотность авиационного керосина составляет 0,78 г/см3 ,
Хон - валюта Большой страны
[2] При следующих условиях: высота 10 600 м, скорость 0,77 М.
1. Генеральный директор ООО «Моторный завод №1» - ваш хороший приятель, с которым вы вместе учились. Вас связывают теплые дружеские отношения. При покупке двигателей для вашего прошлого проекта он лично прикладывал усилия, чтобы сократить сроки поставки и выполнить работы по установке двигателей в половину стоимости.
2. Инженеры «ГСХ» рассчитали, что расстояние от нижней точки воздухозаборника двигателя до земли должно быть не менее 50 см. В противном случае существует риск всасывания частиц пыли и грязи с поверхности аэродрома в двигатель.
3. Премьер–министр Большой страны, лично курирующий программу «Близкие дали» в своем обращении к кабинету министров заявил о приоритете развития авиационной отрасли (производство и авиаперевозки) в стране на ближайшие 10 лет.
4. Международная Ассоциация «SilentDreams» недавно запретила в ряде аэропортов, расположенных вблизи крупных городов целого ряда стран полеты самолетов с двигателями, не удовлетворяющими последним, чрезвычайно жестким, требованиям ИКАР по шумности.
5. Восточная компания «Файзи» пренебрегла требованием Заморской страны разорвать контракт с правительством соседствующей с ними Тобы на поставку девяти среднемагистральных самолетов С-919. Заморская страна сочла, что оборудование указанных самолетов Заморской авионикой является достаточным основанием для того, чтобы счесть данный контракт нарушением торгового эмбарго в отношении Тобы.
6. Ваши конкуренты, компания «МКМ», полгода назад заключила контракт с Лучшими моторами на поставку комплектующих для переоборудования 12 своих самолетов. Однако уже оплаченную продукцию задержали на таможне. Причины неясны, зато точно известно, что товар лежит на таможенном складе в столичном аэропорту уже 5 месяцев.
7. Имеющаяся в Большой стране ассоциация авиаперевозчиков ратифицировала обновленные международные требования к безопасности полетов. Обновление не затронуло основополагающие правила, в частности - при расчете дальности полета с коммерческой загрузкой помимо времени, которое затрачивается на маршрут до пункта назначения, следует обеспечить 1 дополнительный час полета. Это позволяет предусмотреть ситуацию ухода на запасной аэродром или уходы на второй круг при посадке.
8. Президент ГСХ, сопровождавший премьер-министра, совершающего официальный визит на Тобу, вернулся из поездки с хорошими новостями. Руководство этой страны выразило намерение заключить контракт с ГСХ на поставку 20-ти лайнеров «Безмятежность» в течение ближайших 7 лет.
9. Авиакомпания «Восток» - лидер по объему внутренних рейсов в Большой стране - разрабатывает программу модернизации парка самолетов. Работающий в Холодной стране концерн «Wings» («Крылья») в период 2029-2032 гг. выразил готовность поставить для «Востока» партию среднемагистральных самолетов (до 20 лайнеров).
10. Директор по развитию Моторного завода №1 А. Урсанин дал интервью журналу «Самолеты и вертолеты» в котором, в частности, сообщил, что в прошлом месяце заводом был получен сертификат соответствия самым жестким нормам ИКАР по шуму для новейших разработок – двигателей МЗ№1-3.0 и МЗ№1-3.1.
11. На базе инновационного центра «Солярис» («Большая страна») стартовал совместный проект Западной компании «Холодная сила» и R&D центра «Галактика». Две компании сотрудничают на принципах стратегического партнерства с разделением рисков и доходов. Разделение работ по программе ГАЛ-1 между Галактикой и «Холодная силой». составляет 50/50 по всем аспектам, включая: разработку, производство, маркетинг, продажи и послепродажное обслуживание. Программа ГАЛ-1 признана приоритетной на уровне Глав Правительств Большой страны и Северной страны.
Отечественная Компания, специализирующаяся на производстве газотурбинной техники. Реализует все этапы жизненного цикла изделий – от проектирования и маркетинговых исследований до серийного производства и сервисного обслуживания. «Галактика-1» (ГАЛ-1) является дебютной для компании разработкой авиадвигателя для гражданской авиации. Двигатель ГАЛ-1 обещает составить серьезную конкуренцию аналогам, однако серийное производство еще не начато. К настоящему времени построена серия опытных образцов. Сейчас двигатели ГАЛ-1 удовлетворяют внутренним требованиям Большой страны по шуму, однако не дотягивают до самых жестких международных норм ИКАР.
Его история ведет свой отсчет с 1 июня 1934 года, когда здесь был собран и испытан первый звездообразный мотор М-25. Уже через четыре года завод стал крупнейшим производителем авиационных моторов Большой страны. В период Огромной планетарной войны завод перекрыл свою проектную мощность в 12 раз и выпустил более 32 тысяч моторов. Это единственное в Большой стране предприятие, производящее авиадвигатель 4-го поколения МЗ№1-3.1 успешно конкурирующий с лучшими двигателями своего класса. Двигателями МЗ№1-3.1 оснащаются тяжелые дальнемагистральные самолеты, в том числе они установлены на авиалайнерах, обслуживающих правительственные перевозки.
Один из крупнейших производителей авиационных двигателей из Заморской страны, производящий силовые установки как для гражданской, так и для военной авиации. ПП является конкурентом Лучших моторов и делит с ней рынок приблизительно в равных долях. Двигатель ПП-2 являет собой выдающуюся разработку высококвалифицированных инженеров, имеющих богатый опыт работы в разных странах этого мира. Это мощный двигатель с низким уровнем расхода топлива. Он соответствует всем международным требованиям по шумности. Эти и другие характеристики делают двигатель от ПП несколько дороже своих аналогов, однако он все равно пользуется огромной популярностью. Компания имеет на него огромный портфель заказов.
«Лучшие моторы» – совместное предприятие ряда зарубежных стран Центрального континента Дальней планеты, работающая в сфере производства чистых и энергосберегающих авиационных двигателей. История компании насчитывает уже более 95 лет, с ее двигателями поднимались в небо «дедушки» современных авиационных лайнеров. Лучшие моторы имеет огромный опыт и большое количество заказов: каждую секунду в мире взлетает или садится самолет, оснащенный ее двигателями. В Большой стране компания Лучшие моторы работает уже давно, однако ее двигатели при постановке на самолеты местного производства часто требуют внесения дорогостоящих изменений в различные системы автоматического контроля, иногда - перестройки части электрической схемы. Это касается и превосходного двигателя Лучшие моторы-10, который обладает отличными техническими характеристиками. Благодаря партнерству с компанией «Холодная сила», инженерам Лучших моторов удалось обеспечить двигателям крайне низкий уровень шума, который соответствует самым жестким международным требованиям ИКАР
[1].
Ваши помощники подготовили для Вас информацию о четырех потенциальных поставщиках двигателей, технических характеристиках их продукции, а также о стоимости продукции и условиях поставки.
Информация о производителях авиационных двигателей
На самолет должны быть установлены 2 турбореактивных двигателя, обеспечивающие суммарную взлетную тягу, равную, как минимум, 22 500 кгс.
Расход двигателями топлива должен обеспечить заложенную в проект дальность полета с максимальной коммерческой загрузкой.
Требования к силовой установке
«Безмятежность» предназначается для использования на линиях малой и средней протяженности (от 500 до 3000 километров). По техническим характеристикам он будет близок аналогичным самолетам, производимым в других странах (например, C919 из Восточной страны).
Характеристика разрабатываемого продукта
Компания «Гражданские самолеты Х» (ГСХ) находится в государстве «Большая Страна». Компания была образована в 2000 году. Основными направлениями деятельности ГСХ являются разработка и производство самолетов гражданского назначения, а также их маркетинг и продажи.
В настоящее время основным проектом компании является Программа по созданию регионального самолета «Безмятежность» пассажировместимостью свыше 100 мест.
Данная программа реализуется как часть федеральной программы развития рынка региональных пассажирских перевозок «Близкие дали», включающей также строительство аэропортов и взлетно-посадочных полос в 38 городах Большой страны. Среди целей программы - разгрузка столичных аэропортов и налаживание прямого авиасообщения между субъектами федерации на севере, северо-востоке и на востоке страны.
Часть программы финансируется федеральным бюджетом, что накладывает на всех ее участников ряд обязательств, в том числе - по срокам ее реализации. Премьер-министр лично проводит регулярный мониторинг программы «Близкие дали» и любое нарушение ее календарного плана может обернуться увольнением для президента ГСХ.
Примите решение относительно того, с кем из производителей следует сотрудничать. Составьте план действий.
Подумайте, как лучше использовать возможности сложившейся ситуации и каких препятствий следует опасаться.
На эту работу у вас есть 50 минут.
Ознакомьтесь с техническим заданием программы и характеристиками двигателей, предлагаемых четырьмя производителями.
Календарный план программы «Безмятежность»
Компании крайне важно соблюдать все запланированные в рамках реализации программы сроки. В частности, необходимо представить действующий образец самолета на крупнейшей международной выставке в государстве «Холодная Страна» через 2,5 года, так как потенциальные авиакомпании-заказчики уже проявляют интерес к продукту и готовы заключать на этом авиасалоне твердые контракты.
Программа «Близкие дали» предусматривает выпуск первой партии из 8 новых самолетов «Безмятежность» для нужд гражданской авиации Большой страны уже через три года, и увеличение их производства в 1,5 раза в каждый из последующих трех лет.
ГСХ владеет тремя крупными заводами, которые могут обеспечить производство 30 самолетов в год. Компания ГСХ не занимается производством авиационных двигателей.